Аутизм – это нарушение психического развития, характеризующееся тремя основными признаками: расстройствами поведения, речи и нарушениями социального функционирования.
Причины возникновения аутизма до конца не изучены. В настоящее время, считается, что расстройство может возникать под влиянием генетических факторов (мутации генов) и факторов среды (экология, состояние здоровья матери во время беременности, инфекции). Сочетание этих факторов приводит к нарушениям в формировании головного мозга. Аутизм не возникает вследствие неправильного воспитания ребенка!
Настораживающие симптомы аутизма могут быть заметны у некоторых детей до года – отставание в моторном развитии, отсутствие реакции на родителей, бедные эмоциональные реакции, отсутствие интереса к игрушкам. Но чаще всего, симптомы аутизма становятся заметны к 2-3 годам. Диагностикой аутизма в России занимается детский психиатр.
Вам стоит обратиться к врачу, если ваш ребенок:
• Не реагирует на присутствие/отсутствие родителей
• Не реагирует на своё имя, не выполняет простых просьб
• Скудная мимика, жесты. Отсутствие речи (у детей 2-3 лет)
• Речь есть, но не используется для контакта с другими людьми. Ребенок часто повторяет услышанные когда-то фразы и употребляет их «не к месту»
• Не смотрит в глаза, не реагирует на эмоции других людей (не улыбается в ответ на улыбку)
• Не любит, когда взрослые пытаются включиться в его игру, сопротивляется любым прикосновениям, объятиям. Любит находиться в одиночестве.
• Не стремится к общению со сверстниками
• Игры носят примитивный характер (расставленные игрушки в ряды, по цвету). Не любит играть с обычными игрушками, предпочитает не игровые предметы (нитки, бумажки, мусор)
• Может часами наблюдать за стереотипно движущимися предметами (полости вентилятора, барабан стиральной машины)
• Любит подолгу крутиться вокруг своей оси, совершает стереотипные движения кистями рук
• Не любит перемены: любая смена обстановки, одежды, окружения приводит к истерикам
• Наносит себе повреждения: кусает, царапает, выдирает волосы, бьется головой об стену, пол
• Неконтролируемое поведение (крайне неусидчивый, невнимательный). Невозможно привлечь ребенка к какой-либо целенаправленной деятельности
Детям с аутизмом требуется индивидуальный подход в терапии и обучении, поэтому, чем раньше специалисты начнут работу с ребенком, тем лучше будут результаты реабилитации.