Под условиями понимают ту среду, которая прямо или косвенно влияет на развитие. Психическое развитие человека происходит под влиянием как внутренних, так и внешних условий. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические особенности человека (например, тип нервной системы, акцентуация характера, ценностные ориентации и т.п.). Они непосредственно влияют на наше психическое развитие. Например, по — разному будут развиваться способности студентов, которые имеют интерес к технике, сильный тип нервной системы и которым присуща такая черта характера как настойчивость, а также студентов, интересующихся техникой, но которые имеют слабую нервную систему и обладающих нерешительность и неуверенность.
К внешним условиям относится как природная среда, которая осуществляет косвенное влияние на психику человека, так и социально-историческая среда, которая непосредственно влияет на него. Известно, что в экологически загрязненных районах наблюдают низкий уровень интеллектуальных способностей детей. В этом случае неблагоприятные природные условия в первую очередь влияют на физическое здоровье ребенка, а уже от него зависит психическое здоровье и, соответственно, психическое развитие.
Социально-историческая среда непосредственно влияет на процесс развития. Без усвоения опыта общества, без общения с другими людьми не сформировались бы и особенности человеческой психики. Под влиянием культурных ценностей и установок общества в целом и семьи, в которой мы живем, формируются ценностные ориентации и установки личности.
Общеизвестно, что дети, которые свое детство провели среди животных (дети-Маугли) неспособны полноценно восстановить ряд своих психических функций после возвращения в человеческое общество. Поскольку социальные условия всегда действуют в конкретное историческое время, а для каждой исторической эпохи характерны свои особенности мировоззрения, человеческая психика формируется под влиянием этих исторических условий. Историческое время с особой силой влияет на молодых людей, поскольку именно в их возрасте осуществляется поиск первой работы и поэтому очень важно, если это происходит во время войны или экономического взлета.
Внутренние и внешние условия не влияют на психическое развитие отдельно, они тесно взаимодействуют: от внутренних условий зависит, что именно из внешней среды для человека является значимым, влияет на него и становится фактором развития. Например, к внешне привлекательному и дисциплинированному студенту, который, однако, имеет низкую успеваемость, часто относятся так, будто он учится хорошо. А это, в свою очередь, способствует росту самооценки студента.
Вопрос факторов психического развития является вопросом о том, что вызывает этот процесс: биологические или социальные причины. Биологические факторы могут вызывать наследственность и врожденность. При воздействии наследственных факторов индивидуальное психическое развитие происходит в результате наследования генотипа человека (например, задатков к техническим или литературным способностям). Врожденные факторы обусловлены теми изменениями в зародыше, которые состоялись в пренатальном периоде развития, следовательно, под влиянием фенотипа (например, если в первые 3-5 недель беременности женщина перенесла вирусное заболевание или употребляла вредными химическими препаратами, вероятность рождения ребенка с нарушениями нервной и сердечно-сосудистой системы резко возрастает; эти нарушения влияют на унаследованные задатки). Однако ни наследственное, ни врожденное само по себе не определяет психическое развитие человека, ведь человек живет и формируется не только в естественной, но и в социально-исторической среде.
Главными социальными факторами формирования психики является творческая деятельность человека и речь. Творческая деятельность обеспечивает научный прогресс человечества и в свое время обусловила изменение мифологической картины мира на научную. Именно благодаря человеческому творчеству была изобретена паровая машина, закон всемирного тяготения, электронный способ связи и т.п. Прогресс науки и техники существенно изменил способы мышления и общения человека, его нормы поведения и жизненные ценности и т.п.
Вторым социальным фактором формирования человеческой психики стала речь. Возникновение речи вызывает три самые существенные изменения в психической деятельности человека: обозначая словами или словосочетаниями предметы и явления, речь помогает выделить эти предметы, направить на них внимание; дает возможность абстрагировать и обобщить важные признаки предметов и явлений, превращает речь в важное орудие мышления; служит главным средством передачи информации. С появлением человеческой речи возникают новые виды психических процессов — вербально-логические.